Почему-то
запомнился мне один эпизод.
Был светлый весенний
день. Я ехал в электричке. Смотрел в окно. На улице стояла прекрасная летняя
погода. Было не очень жарко. Дул свежий ветерок. И главное, солнце светило
таким мягким белым светом, как оно светит только в мае. Этот свет приносил
какое-то душевное спокойствие, равновесие; доброе хорошее настроение.
Мимо мелькали
дома, деревья, заборы. Электричка уже подъезжала к Курской, когда в вагон вошли
два музыканта. Один из них, поздоровался. И они стали играть. Один на флейте,
другой подыгрывал ему на банджо. У первого на груди висела жестяная коробка для
денег, у второго футляры от инструментов за спиной. Оба здоровые, крепкие
мужчины лет 35-40. И с одной стороны, казалось бы, зачем им это? Ходить по
вагонам и собирать подачки. Здоровые мужики. Шли бы работать. Зачем унижаться.
Но когда они заиграли и тот, что на флейте стал извлекать из своего инструмента
звуки, которые не то, что щипали за душу, но и подходили под настроение:
спокойное, несколько грустное; когда голова свежа и в памяти всплывают какие то
добрые, но минувшие эпизоды жизни. Мне подумалось, что не всякий может так вот
играть. И какое право имею я винить или осуждать чужих мне людей. Может быть
они всю свою жизнь учились музыке. Вложили в нее силы и душу. Может это их
призвание. И мало ли бывает в жизни. Может они потеряли работу. Не могут ни где
устроиться по своей специальности. Вынуждены вот так вот зарабатывать деньги,
потому что по-другому они не умеют. Не воровать же им в самом деле. Ведь каждый
делает то, что умеет то, что ему нравиться то, что ему по душе и по силам. Ведь
нельзя же винить человека в том, что он родился музыкантом и не умеет ничего
делать кроме, как играть на флейте или скрипке. У каждого в жизни бывают свои
тяжелые периоды. И если мы с вами сегодня-завтра вдруг окажемся на улице, без
работы и квартиры? А есть то хочется. И хочешь не хочешь, если нет другого
пути, пойдешь вот так вот с протянутой рукой по поездам, сгорая от стыда и
унижения, чтобы только не сдохнуть от голода или холода, где-нибудь в
подворотне. Если не позаботишься о себе сам, никто о тебе и не вспомнит.
Было видно, играют
они не только ради денег. Выбрав мелодию не просто известную и красивую, играли
ее с душой и настроением: добро-грустным, словно печалясь о прошедшем светлом
времени, и не сетуя, не жалуясь, но просто в это время мы: музыканты, музыка и
я отдались прошлому, не замечая нынешнего. И эта мелодия была под стать моему
настроению. Навевая воспоминания о давно прошедшем, но незабытом добром
времени.
Я смотрел в окно и
думал обо всем этом, а тем временем музыканты не спеша двинулись вперед. И я
видел в стекле их отражения, - как они прошли мимо меня дальше в начало вагона.
Этот миг мне показался сказочным и наверно еще долго будет всплывать в моей
памяти: отражение музыкантов в стекле, деревья и забор за стеклом, стук колес и
эта музыка - плавная, навевающая теплую грусть, связывающая воедино, и своей
душевной красотой возвышающаяся над всем этим, словно парящая по волнам и
дающая душевное успокоение, с осадком грусти о чем-то хорошем, но давно ушедшем
в прошлое.
31 августа 1995 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий